Гайд по вакцинации: мифы и факты

Гайд по вакцинации: мифы и факты

Количество предрассудков и страхов относительно вакцинации очень велико. Недавно мы опубликовали статью педиатра Сергея Бутрия о том, когда и зачем нужно откладывать детские прививки, а когда этого делать не нужно. Статья вызвала большой отклик и множество вопросов, поэтому мы, совместно с научно-популярным порталом Биомолекула, подготовили небольшой «справочник» по вакцинации.

 

Как и когда изобрели вакцины?

Еще в древности люди начали замечать, что для некоторых заболеваний свойственно однократное течение: человек, единожды переболевший такой болезнью, больше никогда ей не болел. Сейчас такими заболеваниями мы считаем ветрянку и краснуху, а раньше к ним относилась и оспа, смертность от которой достигала 40%. Первым прообразом вакцинации стала вариоляция — намеренное заражение здорового человека оспой путем введения содержимого оспенного пузырька под кожу при помощи тонкого ножа. Это позволяло снизить риск умереть до 2%, но все равно оставалось достаточно рискованной затеей. В 1770-х годах было замечено, что доярки, болевшие коровьей оспой, достаточно легко протекающей у человека, уже не болеют обычной оспой. К 1800-му году по всему миру людей намеренно заражали вирусом коровьей оспы, то есть вакцинировали (от латинского Variolae Vaccinae). Таким образом, слово «вакцинация» было бы правильнее всего перевести как «окоровливание».

 

Как от «окоровливания» перешли к другим заболеваниям?

Оспа была крайне удобным заболеванием с точки зрения вакцинации. Больной покрывался естественными резервуарами с возбудителем, что позволяло легко сделать вариоляцию, а также в природе уже существовала безопасная для человека версия болезни (коровья оспа). Но что делать с другими заболеваниями: холерой, чумой, полиомиелитом? Об истинных причинах болезней еще никто не знал. В XIX веке Луи Пастер и Роберт Кох сделали множество открытий. Пастер показал, что микроорганизмы, например, бактерии, могут вызывать заболевания, и придумал способ обеззараживания растворов. А Кох придумал как выращивать микроорганизмы на твердых средах, что дало возможность получать «чистые культуры», то есть потомки одной бактерии. Интересно, что чтобы получить вакцину от туберкулеза, бактерию-возбудителя бычьего туберкулеза (он все равно опасен для людей) 13 лет культивировали в очень благоприятных условиях для того, чтобы она в ходе своей эволюции ослабла и потеряла способность вызывать заболевание. Зато организм человека при введении этих «слабых» бактерий по-прежнему вырабатывал антитела, защищающие в том числе и от человеческого туберкулеза.

 

А как делать вакцины от вирусных заболеваний?

На примере туберкулеза мы рассмотрели стратегию для заболеваний, которые возбуждаются бактериями. Но ведь огромное количество болезней имеют вирусную природу, как оспа. Вирусы не растут на чашках и в бутылках сами по себе, нужен другой подход. Посмотрим, что потребовалось сделать, чтобы при помощи прививок научиться предупреждать полиомиелит. Пораженные этим вирусом нервные ткани перестают проводить сигнал, и возникает паралич, а в некоторых случаях и смерть, если вирус поражает участок мозга, отвечающий за дыхание. К разработке вакцины от полиомиелита стремились многие исследователи. Первые шаги в эту сторону удалось сделать, когда разработали методы «выращивания» вирусов в культурах тканей. В течение первой половины XX века предпринималось несколько (не всегда удачных) попыток вакцинации детей, в частности, разные исследователи пытались использовать как ослабленный вирус, так и полностью убитый. В настоящий момент для совмещения преимуществ обоих видов вакцины, детей сначала прививают убитым вирусом, а после нескольких процедур переходят на ослабленный. Это позволяет получить сильную защиту практически без риска побочных эффектов.

Не все вирусы легко ослабить. Для такой болезни, как желтая лихорадка, потребовалось 176 пересевов, чтобы к середине XX века получить безвредный для людей вирус — зато это одна из самых успешных и безопасных вакцин, которую мы применяем до сих пор. Одной прививки достаточно для того, чтобы защитить организм от вируса желтой лихорадки на всю жизнь, а побочные эффекты возникают очень редко.

 

Почему вакцинацию важно довести до конца?

В 1952 году в США было зарегистрировано 57 879 случаев полиомиелита, в 1955 появилась первая одобренная вакцина, в 1961 — вторая. В результате, в 1962 году число заболевших составило 910, а в 1972 году заболел всего 31 человек. Иногда возможно даже полное искоренение болезни, если не существует природного очага инфекции, и удается привить вакцину большей части популяции. Однако очень важно довести массовую вакцинацию до конца в масштабах всей планеты, иначе неизбежно будут возникать завозные случаи, при появлении которых всего одного зараженного человека может быть достаточно, чтобы заразить тысячи.

Пример такого случая — завезенный в Москву 1959 году из Индии вирус натуральной оспы. Диагноз смогли поставить не сразу: заболевание в СССР искоренили в 1936 году благодаря массовой вакцинации, и врачи успели забыть, как выглядят симптомы этой болезни. Была проведена срочная ревакцинация, а часть людей, контактировавших с больным, изолировали, но все равно было зарегистрировано 3 случая заболевания с летальным исходом.

Итак, поголовная вакцинация населения может сильно снизить заболеваемость, а в некоторых случаях даже полностью уничтожить инфекцию, как это произошло с оспой. Но пока болезнь не побеждена во всех точках Земли, остается опасность завозных случаев и быстрого развития эпидемий. Понятно, что вакцинация подавляющей части населения Земли — это сложная и амбициозная задача, но она решаема.

 

Что такое корь и почему она снова появилась?

Корь — пример болезни, которая немедленно вернулась, как только люди перестали от нее прививаться. Корь очень заразна (в 2005 году в США произошла локальная вспышка кори, инициированная ввезенным из Румынии вирусом: из 35 непривитых человек заболел 31), а чем заразнее болезнь, тем больший процент людей нужно вакцинировать, чтобы предотвратить новые эпидемии. Для защиты от такой заразной болезни, как корь, уровень иммунизации должен быть около 95%, что рассчитывается специальной системой FRED.

 

Однако никакие модели не нужны, чтобы увидеть, как рост числа людей, отказывающихся от прививок в Европе, становится причиной новой опасности, грозящей теперь и России: 17 августа 2018 года в Чите с подозрением на корь госпитализировали 18 человек. В июне 2018 года Роспотребнадзор предупредил о распространении кори в 28 странах Европы, возросла заболеваемость в Украине: в первые три недели 2018 года корь там диагностировали у 2084 человек. В 2016 году Роспотребнадзор отмечал распространение кори в Армении, Грузии, Белоруссии, Бельгии, Италии и ряде других стран. Добралась корь и до Англии: крупная вспышка кори в Бристоле в июне (минимум 56 больных на конец июня) согласуется с общим ростом зарегистрированных случаев в стране.

Все это говорит о том, что в России новой атаки коревой инфекции ждать осталось недолго. Эксперты связывают угрозу болезни со снижением числа вакцинированных людей. И это действительно так. Где бы корь ни появилась, ее приходу всегда предшествует снижение охвата популяции вакцинацией. Страх людей перед вакцинами постепенно вытесняет страх перед болезнью, а вирус этим успешно пользуется.

Для кори также характерно большое количество потенциальных побочных эффектов: отит, пневмония, энцефалит. Корь очень опасна для беременных и нередко ведет смерти плода или серьезным нарушениям его здоровья. Эффективного лечения от кори нет, поэтому своевременная и массовая вакцинация является единственным вариантом. Полностью победить корь пока не удалось ни в одной стране.

 

Чем так опасен эпидемический паротит (свинка)?

Свинкой «в народе» называют паротит. Из-за смешного названия многие  воспринимают это заболевание как безобидную детскую инфекцию. Но действительно ли она безобидна? Нужно ли делать ребенку прививку или лучше «один раз переболеть и получить стойкий иммунитет»?

Паротит — общий термин, которым называют любое воспаление околоушной слюнной железы. Причины его бывают разными, это не обязательно инфекция, но эпидемический паротит вызывается вирусом MuV. Почему именно против этой разновидности паротита нужно делать прививку? Во-первых, MuV очень заразен: он легко передается воздушно-капельным путем, через слюну и предметы. Во-вторых, свинка, которая относится к детским инфекциям вместе с ветрянкой, краснухой, корью, скарлатиной, полиомиелитом, коклюшем и дифтерией, способна приводить к серьезным осложнениям: воспалениям яичка (орхит), мозговых оболочек (менингит), головного мозга (энцефалит), молочной железы (мастит), яичников (оофорит), поджелудочной железы (панкреатит), а также вызывать глухоту.

  • Один из 10 000 больных погибает от осложнений.
  • У 2–30 из 10 000 больных развивается энцефалит, который может привести к смерти, параличам, эпилептическим припадкам, гидроцефалии, другим стойким неврологическим расстройствам.
  • У пяти из 100 000 больных возникает глухота. Паротит — одна из самых распространенных причин глухоты у детей.
  • Если будущая мама заболела паротитом в первые 12 недель беременности, у нее с 25-процентной вероятностью произойдет выкидыш.
  • У 4% больных развивается панкреатит — воспаление поджелудочной железы. Вероятно, есть связь между этим состоянием и развитием сахарного диабета

«Переболеть один раз в детстве и получить стойкий пожизненный иммунитет» — не лучшее решение в случае со свинкой. Проведенные до начала применения вакцин исследования показали, что далеко не у всех взрослых в крови есть антитела против вируса свинки. А значит, риск заболеть остается, при этом у взрослых болезнь протекает гораздо тяжелее, чем у детей, а риск осложнений существенно повышается. Конечно, привитые люди тоже не защищены на 100%, но у них инфекция чаще протекает бессимптомно.

Вакцины против эпидемического паротита бывают трех разновидностей:

  • моновалентные — только против одного заболевания (эпидемического паротита);
  • бивалентные — против кори и паротита;
  • трехвалентные — против кори, паротита и краснухи.

 

Может ли одновременная прививка против нескольких заболеваний привести к негативным последствиям?

Нет, не может. Вакцинация детей начинается практически сразу после рождения. Первые прививки ребенок получает еще в роддоме. В первый год жизни их довольно много, причем часто в одной инъекции объединяют несколько антигенов разных возбудителей — например, как в упомянутой выше комбинированной вакцине против кори, краснухи и паротита. Некоторые родители опасаются, что такое обильное вакцинирование может «перегрузить» иммунную систему и отключить ее.

На самом деле природа в этот же год жизни предоставляет иммунитету младенца куда больше задач, нежели любая вакцина. Одна только колонизация его тела микроорганизмами сводит нагрузку от всех «календарных» вакцин к уровню статистической погрешности: в кишечник младенца постоянно проникают тысячи новых видов микробов, которые иммунитету нужно рассортировать, изгнать патогенных и взять под контроль полезных. Кроме того, надо понимать, что иммунный ответ на каждый антиген возникает независимо. В-лимфоцит, подбирающий антитело к оболочке возбудителя кори, не станет делать свою работу хуже, если рядом с ним другой лимфоцит будет упражняться с антигенами вируса краснухи. Использование комбинированных вакцин позволяет сократить количество посещений врача, болезненных уколов и финансовых затрат.

 

Почему не от всех болезней есть вакцины?

Как мы уже писали ранее, процесс получения безопасной и действенной вакцины, к сожалению, нельзя назвать простым и быстрым. Кроме того, некоторые возбудители, такие как вирус гриппа, научились выживать в новых условиях тотально вакцинированного мира и меняют свою белковую оболочку по несколько раз в год, пытаясь обмануть иммунную систему. Другие заболевания, вроде ВИЧ-инфекции, десятилетиями не покоряются разработчикам вакцин. Да и природа не устает подкидывать нам новые инфекционные заболевания, как это произошло, например, с нашумевшей лихорадкой Зика

 

Откуда взялось движение антипрививочников?

Антипрививочное движение существует столько же, сколько сама вакцинация. Страх и недоверие к прививкам можно понять: в истории разработки вакцин бывали трагические ошибки.

Например, в 1929 году в госпитале города Любек (Германия) 251 новорожденный ребенок получил вакцину, при производстве которой была допущена ошибка: часть доз живой вакцины оказалась загрязнена другим штаммом микобактерии, который не был ослаблен и мог вызывать туберкулез. 228 детей заболели, из них 72 умерли от туберкулеза в течение года после прививки.

Четверть века спустя история практически повторилась. В апреле 1955 года в США более 200 000 тысяч детей вакцинировали против полиомиелита инактивированной вакциной, но при производстве был нарушен технологический процесс: в вакцине оказался живой вирус. В результате 2400 детей получили паралич разной степени тяжести, а 10 детей умерли.

Понятно, что такие побочные эффекты и возможность ошибки при производстве вакцины очень пугают. К сожалению, люди часто переоценивают вероятность негативных событий. Можно привести простой бытовой пример: есть люди, которые боятся летать на самолетах, и при этом каждый день водят машину. СМИ сообщают о каждой авиакатастрофе, но лишь о немногих ДТП, и может сложиться обманчивое впечатление, что автомобиль безопасней самолета.

 

Как быть с тем, что вакцинация вызывает аутизм?

В 1998 году английский врач Эндрю Вэйкфилд опубликовал в очень престижном медицинском журнале The Lancet статью, где описываются несколько случаев развития поражения кишечника с сопутствующими симптомами аутизма после комбинированной прививки против кори, краснухи и паротита. Он также предложил гипотетический механизм повреждения мозга в результате вакцинации. Эта статья почти мгновенно привела к массовому отказу родителей вакцинировать своих детей.

Несколько дальнейших исследований не выявили никакой связи между этой вакциной и аутизмом. А тем временем начали выясняться интересные подробности и о самом Вэйкфилде: за некоторое время до публикации исследования он подал патент на собственную вакцину против кори, краснухи и паротита, а также получал деньги за показания в суде с целью получения компенсаций от производителя имеющейся вакцины. Проанализировав все обстоятельства и новые исследования, в 2010 году журнал The Lancet отозвал статью, самого Вэйкфилда лишили медицинской лицензии, а комбинированная вакцина осталась на рынке. Но тезис «ученые доказали — вакцины вызывают аутизм» укоренился в общественном сознании, и массовые отказы от вакцинации в двухтысячных уже привели к крупным вспышкам кори.

 

Отказ от вакцинации: коллективный иммунитет и теории заговора. Что из этого правда?

Интересно, что антипрививочные взгляды коррелируют с политическими: консерваторы чаще отказываются от прививок.

Трудно ответить на вопросы о том, нужно ли делать вакцинацию добровольной, а если нет, то какие есть уважительные причины для отказа от иммунизации. Конечно, в обществе с высокой степенью иммунизации прививаться самому становится невыгодно. Зачем рисковать получить пусть очень редкие, но вполне серьезные побочные эффекты, если вокруг никто не заболеет и не сможет заразить тебя? Нужно ли давать свободу выбора, и что произойдет, если ей воспользуется каждый? Существуют патологии иммунной системы, при которых вакцинация действительно противопоказана или неэффективна (например, в случае иммунодефицита). Здоровье таких людей целиком зависит от того, привиты ли окружающие, от так называемого коллективного иммунитета.

Отказ от прививок сильно коррелирует с верой в теории заговора. Теорий таких великое множество. Одна из самых распространенных сводится к тому, что массовая вакцинация — заговор фармкомпаний с целью извлечения прибыли. Чтобы опровергнуть эту теорию, нужно посмотреть на экономические оценки: кампания по массовой вакцинации стоит почти в 10 раз дешевле, чем лечение всех заболевших, если такую кампанию не провести.

Любителям теорий заговора стоит обратить внимание на активно рекламируемые БАДы, противовирусные препараты широкого спектра действия, иммуномодуляторы и так далее. В отличие от вакцин у этих «лекарств», как правило, нет никаких побочных эффектов, но и доказанной эффективности тоже нет. Часть подобных средств и вовсе относится к скрытой гомеопатии, то есть количество действующего вещества в них пренебрежимо мало. Далеко не полный список таких средств можно найти в приложении 1 меморандума № 2 «О лженаучности гомеопатии» комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований — там очень много знакомых наименований.

 

Заключение

Скептически настроенный читатель может задаться резонным вопросом. Если вакцины так безопасны и необходимы, почему же у них по прежнему остается столько противников? Никто же не протестует против туалетной бумаги, электрической лампочки или аспирина. Некоторые специалисты считают, что вакцины страдают от собственной эффективности. Мы с вами привыкли использовать в быту то, что приносит нам непосредственную пользу. Вакцины же осязаемой, сиюминутной пользы не несут. Кроме того, чем эффективнее вакцина и чем больше людей ее применяют, тем ниже риск заболеть. Большинство людей не видело (и, надеемся, не увидит!) ужасы кори, коклюша и тем более оспы. На почве такого благополучия велик соблазн придумать причину не идти на неприятную процедуру и не нести туда своего драгоценного малыша. Но надо помнить, что не стόит отказываться от ремня безопасности просто потому, что он вам ни разу не пригодился во время вождения. Когда пригодится — вы вряд ли успеете его пристегнуть.

 

Автор гайда: Галина Вирясова, выпускающий редактор блога «Медфронт»

Гайд подготовлен по материалам статей о вакцинации Максима Казарновского, Михаила Погорелого, Анастасии Волчок, Артема Кабанова

 

Подпишитесь на «Медфронт» в соц.сетях: FacebookВконтактеTelegramInstagram