Как ДНК-тесты влияют на выбор лекарств?

Как ДНК-тесты влияют на выбор лекарств?

В течение последних лет наблюдается неуклонный рост популярности ДНК-тестов. Новое направление, называемое  фармакогеномикой, ставит своей целью помочь осуществить более качественный выбор лекарственного препарата, основываясь на данных генетического тестирования. Действительно, для более сотни препаратов, одобренных FDA (управлением США по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов), подтверждена генетически обусловленная индивидуальная реакция. Безусловно, фармакогеномика представляет собой перспективную отрасль, но действительную пользу от ее использования в практике еще следует доказать.

 

ДНК-тест для фармакогенетики одобрен. Можно верить?

В 2018 году FDA объявило об одобрении ДНК-теста, разработанного биотехнологической компанией 23andMe.  Этот ДНК-тест, который можно купить в обычной аптеке, предназначен для определения потенциальной реакции организма на те или иные лекарственные препараты.  

Упаковка генетического теста от компании 23andMe

 

Но как обычно, все не так однозначно. С одной стороны, FDA действительно сообщило о допуске на фармацевтический рынок генетического теста «23andMe Personal Genome Service Pharmacogenetic Reports», разработанного специально для получения информации о генетически обусловленных особенностях метаболизма, которые потенциально влекут за собой возникновение индивидуальных реакций на некоторые лекарственные средства. В частности, FDA подтвердило возможность теста определять 33 варианта полиморфизмов генов, ответственных за развитие нежелательных реакций. С другой стороны, данный ДНК-тест не описывает связь выявленного генетического варианта с конкретным препаратом, а также не дает ответа, разовьется ли у конкретного пациента нежелательная реакция на этот препарат или нет. В заключении просто приводится информация о том, что могут означать полученные результаты, как их интерпретировать и в чем состоят ограничения в использовании этих данных.

Официально врачам не рекомендуется ориентироваться только этот тест для принятия решения о выборе оптимального препарата: «перед непосредственным использованием в клинической практике результаты должны быть подтверждены независимым фармакогенетическим анализом».

Таким образом, FDA, хоть и считает предоставляемую тестом «23andMe Personal Genome Service Pharmacogenetic Reports» информацию полезной, но предупреждает, что «без предварительных дополнительных исследований не следует пользоваться результатами теста для выбора или замены препарата». Все это ставит под сомнение ценность такого одобрения для фармацевтического рынка.

 

Слишком красивые обещания

1 ноября 2018 года, на следующий день после сообщения об одобрении фармакогенетического теста компании 23andMe, FDA опубликовало предупреждение об использовании ряда других ДНК-тестов. В тексте предупреждения речь идет о некоторых ДНК-тестах, которые, согласно инструкциям, определяют возможность развития специфических нежелательных реакций даже для лекарств, у которых  генетическая основа индивидуальных побочных эффектов не подтверждена. Например, производители обещают предсказание индивидуальной реакции на препараты, используемые для лечения депрессии, сердечно-сосудистых заболеваний или гастро-эзофагального рефлюкса. Эти тесты по прежнему распространяются через лечащих врачей или путем прямой рекламы потенциальным потребителям. К сожалению, в настоящий момент достаточного количества клинических данных, подтверждающих эти обещания, просто нет.

Если связь между вариантом генетического полиморфизма и особенностями метаболизма препарата в организме есть, то эта информация указывается в авторизованной аннотации к одобренному ДНК-тесту или препарату. В аннотации описывается, как выявленный вариант полиморфизма может повлиять на метаболизм препарата и как использовать эту информацию в клинической практике, основываясь на имеющихся достоверных научных данных.  

 

Непроверенные факты и вред ложноположительных результатов

Использование результатов генетического тестирования, относительно которых нет полной уверенности, может быть не только бесполезно, но и вредно. Как было сказано выше, существуют ДНК-тесты, которые обещают помощь в выборе антидепрессанта. Вот только связь между генетическими полиморфизмами и эффективностью антидепрессантов все еще не доказана.

Пример отчета компании myDNA, содержащий информацию о индивидуальной реакции пациента на прием анальгетиков (codeine), антидепрессантов (fluvoxamine) и ряда других препаратов, при отсутствии подтвержденных данных о связи генетических полиморфизмов с их влиянием.

 

Иногда это приводит к парадоксальным ситуациям: в Канаде ни один из ДНК-тестов не получил официального одобрения соответствующих регуляторов, но при этом они находятся в свободной продаже в аптеках вне зависимости от оправданности их клинического применения. В результате, излишне «ответственные» пациенты могут пытаться самостоятельно корректировать назначенное им лечение, опираясь на непроверенные результаты и рекламу.  

В марте 2018 года в журнале Nature вышла статья «Ложно-положительные результаты генетических тестов, приобретенных через аптечную сеть, подчеркивают необходимость  дополнительного клинического подтверждения для оказания качественной медицинской помощи». В исследование было включено 29 пациентов, для которых ДНК-тест показал наличие генетических полиморфизмов. Было обнаружено, что порядка 40% случаев якобы выявленных генетических вариаций оказались ложно-положительными результатами: так, например, пациенты с «безопасными» полиморфизмами, являющимися обычными генетическими вариантами в общей популяции,  по результатам теста были отнесены в группу «повышенного риска».

 

Покупка ДНК-теста: доверяй, но проверяй

ДНК-тестирование  представляет собой весьма перспективное направление, но, как и в случае многих новейших медицинских технологий, рекламный ажиотаж может заслонить собой действительные научные данные. Пока делаются только первые шаги в контроле за этой бурно развивающейся, но все еще полной нерешенных вопросов отраслью фармацевтических разработок.

 

Автор: Скотт Гавура (Scott Gavura)

Источник: sciencebasedmedicine.org

Переводчик: Вера Куколева

Редактор: Галина Вирясова